500 зрителей, слышащих звук под углом 360 градусов: как это сделано

24 января 2018

Один из наиболее прославленных мюзиклов Бродвея и номинант на множество премий Tony, "Наташа, Пьер и Великая комета 1812 года" (далее по тексту “Великая Комета”) заработал всеобщее признание и одобрение не только благодаря неподражаемой игре актеров – в частности Джоша Гробана (Josh Groban), который исполняет роль Пьера – но и благодаря тому факту, что актеры свободно передвигаются практически по всей территории зала во время представления.

ves-teatr-odna-bolshaya-stsena-1.jpg

Чтобы это стало возможным, в бродвейском Imperial Theatre техническому специалисту по звуковому оборудованию Николасу Поупу пришлось собрать сложную современную звуковую систему. Выпускник Йельского Университета по специальности “Театральный дизайн”, Поуп уже успел получить весьма немалый опыт работы саунд-дизайнером, во время выполнения ряда проектов для университета, местного театра и нескольких круизных лайнеров. На начальных стадиях работы над "Великой Кометой", Николас выполнял скорее вспомогательную роль, однако впоследствии, когда мюзикл добрался до Бродвея, стал главным саунд-дизайнером проекта.

Для тех, кто не знаком с шоу, не могли бы вы чуть подробнее рассказать о начальном этапе развития проекта, и насколько вы были вовлечены в работу над ним?

Впервые мюзикл был поставлен в 2012 году, в небольшом бродвейском театре Ars Nova, который вмещал не более 100 зрителей. Хотя нам и приходилось использовать усилители, само помещение было весьма небольшим, поэтому у нас не возникало проблем с локализацией источника звука, и артистов было хорошо слышно в любой точке зала. В 2013 году, мюзикл ставился в огромном шатре, вмещающем до 200 человек, хотя я и выступал в роли помощника, но могу с уверенностью сказать, что работать со звуком стало заметно сложнее. К моменту, когда мы перебрались в большой кембриджский театр ART, который вмещает около 500 гостей, локализация источников звука стала самой настоящей проблемой.

И все-таки, почему переезд на Бродвей вызвал такие сложности? Почему вам понадобилась настолько сложная и запутанная аудиосистема с индивидуально разработанным управляющим ПО?

Мы стремились к тому, чтобы актеры и зрители всегда находились в одном и том же акустическом пространстве, что позволило бы последним полностью погрузиться в происходящее. Я хотел, чтобы актеры, играющие в мюзикле, звучали как можно более натурально. Пустой голос, идущий из динамиков, просто испортил бы впечатление от постановки. Именно поэтому поддержание связи между местонахождением актера на сцене и звучанием его голоса имеет столь большое значение. Конечно, зрители, сидящие вплотную к актерам не будут испытывать никаких проблем, однако тем, кто сидит дальше, будет достаточно проблематично уследить за развитием сюжета. 

Обычно если вы хотите локализовать звук, идущий от актера или музыканта, который передвигается по всей территории зала, вам требуется установить динамики по всему периметру помещения (нам, например, их потребовалось 248). К тому же одно то, что актеры с включенными микрофонами будут постоянно находиться перед основными динамиками уже является потенциальным источников целого вала проблем. Ряд трудностей связан и с синхронизацией выступления: помещение настолько огромно, что если два артиста будут находиться в противоположных краях зала (что, к слову, происходит достаточно часто в процессе выступления) из-за образующейся задержки звука они будут заметно выбиваться из ритма песни. Именно поэтому качественная синхронизация вокалистов и музыкантов, находящихся в самых разных частях зала, – одна из самых важных и непростых задач, возникающих в процессе работы над проектом.

Расскажите, какое техническое решение вы нашли для преодоления всех этих проблем?

Все звуковые потоки обрабатываются процессором D-Mitri Meyer Sound. Я уже несколько раз работал с этой платформой и с ее предшественником, системой LCS™ Matrix 3 system, и всегда был в полной мере доволен конечными результатами. Основным аргументом в пользу D-Mitri, которая отвечает за синхронизацию всех источников звука, послужила возможность одновременной работы с 288 каналами входа-выхода. Хотя нам и не пришлось задействовать все каналы, но где-то 250 из них мы точно используем. По сути, данная система – основа всего шоу. Благодаря своим впечатляющим техническим характеристикам она является одной из лучших в своей категории. Meyer Sound есть чем гордиться в данной области.

Для панорамирования вы пользуетесь программным модулем SpaceMap® с рядом пользовательских модификаций, не так ли?

Да, все локализации источников звука обрабатываются базовой архитектурой SpaceMap. Однако для шоу нам все-таки пришлось создать индивидуальный графический интерфейс. Мы сделали это отнюдь не потому, что с оригинальным интерфейсом SpaceMap что-то не так. Я много раз использовал его в работе и меня всегда все устраивало. Оригинальный интерфейс идеально подходит для применения в тематических парках, на выступлениях типа тех, что устраивает Цирк дю Солей, и даже в большинстве других театральных постановок. Он вполне годится, если для вашего шоу требуется десяток-другой траекторий панорамирования. Однако если вам приходится практически одновременно работать с сотнями траекторий, и при этом вы хотите иметь возможность вносить изменения в режиме реального времени – здесь уже придется использовать что-то иное.

Как вы решили, какие динамики будете использовать, и как выбрали подходящие точки для их установки?

Я потратил много времени, работая в проектировочной программе Vectorworks, и в результате мне удалось выбрать места для установки, из которых динамики могли бы покрыть практически все рабочее пространство. Затем я воспользовался ПО для расчета акустических систем MAPP® Online Pro, чтобы определиться с размерами и мощностью требуемых динамиков.

А почему вы решили использовать динамики от Meyer Sound в качестве основных для всей системы?

Одна из достаточно примечательных особенностей практически всех динамиков от Meyer Sound – они очень хорошо работают в связке. Данный фактор имеет большое значение для нашего шоу. В качестве основных динамиков мы используем линейные массивы LEOPARD и динамики CQ-1 – более старую модель, которая все еще хорошо работает. В качестве вспомогательных динамиков мы используем множество UPJ-1P. Все они очень хорошо сочетаются между собой, что, на мой взгляд, является невероятно важным фактором для качественной работы всей аудиосистемы. В мире существует всего пара компаний, динамики которых я бы стал использовать в своих системах в качестве основных, и Meyer – определенно одна из них. Звук просто потрясающий.

Испытывали ли вы трудности при установке динамиков в требуемых точках?

После того, как я определился с предполагаемыми точками установки, я решил обсудить данный момент с моими коллегами. Над головами зрителей висит огромное количество самой разной, необходимой для постановки шоу аппаратуры. Огромное количество люстр (около сорока, или даже больше), множество различных осветительных приборов – все это занимает изрядное количество потолочного пространства. Нашему художнику по свету тоже требуется много свободного места, для того, чтобы он мог беспрепятственно освещать требуемые объекты. Он, я и наш художник по декорациям, потратили много времени на обсуждение наиболее подходящих вариантов для размещения оборудования. Иногда, даже решения о перемещении того, или иного объекта всего на пару сантиметров вызывали долгие часы напряженных дискуссий, однако мы все понимали, что работаем над одним проектом, и в итоге нам удалось прийти к компромиссу.


(Нажмите на изображение для увеличения)

В процессе работы вы выделили около трех десятков разных точек на площадке и обозначили их как “места повествования”, которые впоследствии использовались в качестве схемы для установки динамиков и программирования траекторий движения актеров. Как это работает?

Мы обозначили так называемые “места повествования” в процессе обсуждения точек, в которых артисты могут оказаться во время представления, и уже исходя из их расположения, устанавливали динамики и программировали траектории движения в ходе всего шоу. Мы начали программирование сценариев работы динамиков, исходя из этих позиций, поскольку я знал, что именно в них потребуется локализовывать звук, идущий от актеров и музыкантов. Однако, поскольку мы работаем в SpaceMap, местоположение данных точек достаточно условно. Мы можем легко изменять настройки и другие параметры системы в режиме реального времени, поэтому актерам не приходится перемещаться от одной точки к другой по каким-либо строго запрограммированным траекториям. Конечно, в шоу есть несколько моментов, когда по сценарию актеры стоят неподвижно, и при этом находятся в точно выверенных и заранее выбранных точках. В таких ситуациях мы просто ставим их на эти точки в SpaceMap. Однако, во время диалогов, песен, и игры на музыкальных инструментах люди то и дело перемещаются по площадке, и система должна адекватно реагировать на изменение их местоположения.

Локализовать артистов намного сложнее, когда они перемещаются по всему залу, а не просто стоят на сцене?

О да! На Бродвее часто используется метод локализации источников звука, однако в большинстве случаев актеры просто незначительно изменяют свое местоположение на сцене. Если вы сидите в левой или правой части стандартного театрального помещения с традиционной сценой, то угол, под которым вы будете находиться по отношению к актерам, составит всего около 20 градусов, а  если сидите в центре зала, то где-то 90. При этом как зритель, вы не почувствуете существенной разницы. Однако в нашем спектакле данный угол стремится к 360 градусам, поскольку во время выступления актеры могут просто ходить вокруг вас. Поэтому когда местоположение источника звука отклоняется на каких-то 15-20 градусов – это одно, а когда данное значение достигает 180 градусов – это уже совсем другое дело. Если, к примеру, вы смотрите на кого-то, находящегося прямо перед вами, и его голос звучит откуда-то из-за спины, то вы сразу это заметите, и это может помешать вам дальше наслаждаться шоу.

В качестве основного звукорежиссерского пульта вы используете DiGiCo SD7, однако за все каналы вывода отвечает D-Mitri. Как вам удалось этого добиться?

Мы просто подключили каналы ввода DiGiCo к системе D-Mitri, в чьи обязанности входит обработка данных и панорамирование. Для этого нам потребовалось большое количество кабелей AES3, но это стоило того – подключение получилось надежное. Однако было бы намного проще, если бы все производители перешли на единые сетевые стандарты. Я очень жду этого дня.

Узнать больше о возможностях систем Meyer Sound можно будет на вебинаре АВ Клуба 6 июня. В качестве приглашенного эксперта - другой эксперт  из театральной среды, звукорежиссер Большого театра Надежда Николаева. Это будет незабываемый и очень полезный опыт. Регистрация здесь.  

Источник: www.meyersound.com

Вернуться к новостям